Аналитики назвали срок восстановления цен на уголь

Аналитики назвали срок восстановления цен на уголь
Photo is illustrative in nature. From open sources.
Эксперты ожидают восстановления цен на уголь на мировых рынках в горизонте ближайших двух-трех лет, в том числе за счет выхода с рынка неэффективных производителей. Но дополнительно необходимо снизить цену на логистику

Цены на уголь могут восстановиться в горизонте следующих трех лет до благоприятных уровней второй половины 2010-х годов, следует из доклада NEFT Research «Кризис в угольной отрасли. Выход есть». Хотя утверждать однозначно о сроках отскока котировок преждевременно, эксперты рассчитывают, что нисходящий тренд преломится в течение полутора-трех лет. Кроме того, в этом периоде ожидается выход с рынка «наименее эффективных» производителей (к ним относятся производители, себестоимость продукции у которых превышает стоимость ее реализации — прежде всего это ЮАР, США и Австралия), что стимулирует рост цен.

В таком сценарии номинальная стоимость твердого топлива может вырасти в среднем на 5–7% (в рублевом эквиваленте — 12–15%) к 2027 году. По состоянию на середину сентября этого года цены тонны энергетического угля в зависимости от порта отгрузки составляют $70–83. Для сравнения: в конце 2018 — начале 2019 годов до пандемии covid-19, впоследствии повлиявшей на объемы добычи и экспорта российской продукции из-за снижения спроса, по данным Argus, котировки угля калорийностью 6000 на базисе FOB Восточный превышали $110.

В Центре ценовых индексов (ЦЦИ) также оценивают перспективы восстановления цен на высококачественный энергетический и коксующийся уголь как «высоковероятные» в связи с рисками опережающего снижения добычи в Австралии и отсутствия достаточной собственной ресурсной базы в странах-потребителях. По данным Евгения Грачева, директора ЦЦИ, себестоимость коксующегося угля выросла за пять лет в два раза, налоги на него — более чем в три раза. «С точки зрения рентабельности крупным игрокам интереснее заниматься другими сырьевыми активами. В этом году уже несколько основных игроков заявили о сокращении персонала и снижении добычи по причине низкой рентабельности», — констатировал эксперт.

00:00 Реклама 00:00 00:00 / 02:03 Пропустить рекламу можно через Подробнее В каком состоянии находится угольная отрасль

По данным Минэнерго, сейчас в «красной зоне» из-за кризиса в отрасли, спровоцированного потерей части привычных рынков сбыта после 2022 года и падения цен на продукцию, находится 51 угольная организация в России. В мае правительство, признав положение угольщиков кризисным, утвердило ряд мер поддержки для нее — рассрочки по налогам, страховым взносам и сборам (действуют до 1 декабря с возможностью пролонгации по усмотрению подкомиссии под председательством Антона Силуанова); программы финансового оздоровления при помощи непосредственных бенефициаров, в том числе за счет ограничений на выплату дивидендов и зарплат топ-менеджменту, а также оптимизации затрат; реструктуризация долгов компаний и логистические послабления в виде компенсации тарифов РЖД в размере 12,8% и субсидирования дальних перевозок.

Как рассказывал министр энергетики Сергей Цивилев, рассмотрена поддержка 42 угольных предприятий.

Как экспортируется российский уголь

Объем рентабельного экспорта угля с начала года снизился с учетом падения цен на продукцию на 20–25% в зависимости от марки и порта отгрузки до 43% с 73% в прошлом году. Одна из главных проблем экспортеров — дорогая логистика (в NEFT Research рост тарифов РЖД за последние семь лет оценили в 176% при инфляции 61%). Таким образом, стабилизировать ситуацию, считают аналитики, позволят снижение цен на перевалку и железнодорожные перевозки (тарифы РЖД), а также «долгосрочный характер» экспортных контрактов — это поможет угольщикам работать с прибылью. Сохранение нынешних цен без дополнительных мер поддержки отрасли (текущие, предоставленные в рамках антикризисной программы, могут быть недостаточны) приведет к значительному падению поставок на внешние рынки. Таким образом, необходимо перераспределение финансовой нагрузки между всеми участниками логистической цепочки, заключают в NEFT Research.

В РЖД, в свою очередь, фиксируют «постепенное восстановление» спроса на перевозки угля, снижающиеся в течение года (на 3,6% в январе–августе год к году, до 213,8 млн т) — за три недели сентября его погрузка увеличилась на 5,3% к аналогичному периоду прошлого года, в том числе поставки в экспортном направлении выросли на 10,3%. Ранее аналитики ЦЦИ прогнозировали рост экспортной погрузки в пределах 8–10% по итогам сентября благодаря ослаблению рубля и укреплению котировок. В то же время, по оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), прирост в большей степени связан с сезонным фактором и низкой грузовой базой прошлого года, на фоне которой динамика выглядит благоприятной.

Несмотря на улучшение погрузки твердого топлива в сентябре впервые с начала 2025 года, в РЖД по-прежнему отмечают проблему инфлированных заявок — когда грузоотправитель заявляет груз к транспортировке, под него перевозчик резервирует инфраструктуру, а в итоге отправка срывается, продолжает представитель компании. «Мощности РЖД резервируются грузоотправителями под крупные объемы угля, которые не обеспечены реальными заказами, что связано как с конъюнктурными факторами, так и с низкой степенью ответственности, предусмотренной за такое действие», — сетует он. Так, в августе суммарные объемы непредъявленного к погрузке по согласованным заявкам угля на сети РЖД составили 1,9 млн т, в том числе на экспорт 0,8 млн т, из них в восточном направлении — 0,5 млн т. Всего на экспорт по железной дороге в августе отправлено 14,8 млн т угля (плюс 0,9% в годовом выражении).

Говоря о возможности тарифных преференций для угольных поставок (речь идет о понижающих коэффициентах 0,895 и 0,4 к тарифам Прейскуранта № 10-01, ключевого тарифного документа РЖД, а также квотах на вывоз угля из добывающих регионов — самая крупная, порядка 100 млн т, была предоставлена производителям шести регионов в 2024 году. — ), в пресс-службе РЖД указывают, что в период 2014–2024 годов компания потеряла из-за них 428,3 млрд руб. доходов (без учета убытков от перевозки порожних вагонов под уголь). «Дополнительные преференции приведут к непокрываемым убыткам, что будет особенно чувствительно с учетом высокой долговой нагрузки компании», — добавил представитель РЖД. В более ранней версии антикризисной программы в части логистических послаблений предлагалось вернуться к понижающим коэффициентам и скидкам в размере 12,8% при поставках в адрес портов Юга и Северо-Запада. Чтобы покрыть потери, связанные с оказанием этой поддержки, РЖД требовалось 60 млрд руб., однако в Минфине отклонили это предложение, апеллируя к отсутствию такой статьи в бюджете.

Какая еще помощь нужна угольщикам

По оценке NEFT Research, вследствие отмены понижающих коэффициентов и плановых индексаций тарифа РЖД (в последний раз они повышались на 13,8%) транспортировка подорожала на 20–30% к 2022 году. В этих условиях, следует из доклада, несмотря на снижение ставок перевалки и оптимизацию себестоимости, экспорт стал убыточным для большинства угольщиков. Единственное направление с «околонулевой» доходностью — восточное, напоминают аналитики. Суммарная доходность цепочки при поставках на Восток составляет 1,4 руб. с тонны, или 21%. Так, наибольший запас по доходности — у РЖД и портов (46 и 53% соответственно). Операторы полувагонов уже работают «за гранью операционного минуса», а средняя убыточность угольщиков превышает 20%.

Снижение ставок перевалки и тарифов РЖД обеспечит положительную экономику всем участникам рынка — этот подход позволит достичь 21% маржинальности по операционной себестоимости для них. Хотя такая маржинальность не гарантирует долгосрочное развитие и инвестиции, она дает возможность сохранить производство всем участникам экспортной цепочки и удержать долю российского угля на мировом рынке в условиях сокращения добычи менее консолидированными странами‑конкурентами, резюмируют в NEFT Research.

Замгендиректора ИПЕМ Александр Григорьев склоняется к тому, что российским угольщикам «необязательно нужны» только высокие цены на внешних рынках — «слабый рубль тоже подойдет». «Даже при прежних ценах изменение курса рубля с наблюдаемых в последнее время 80 руб. с лишним за доллар до уровня 100 руб. повысит выручку угольного экспорта примерно на 25%, что является эквивалентом роста цен на внешнем рынке до $95 за тонну FOB Дальний Восток при прежнем курсе», — объясняет он. Сами же цены на мировых рынках вернутся к своим историческим значениям при условии новой фазы роста экономического цикла в Китае, странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии. Ситуация с угольным экспортом может стабилизироваться в случае существенного роста мировых котировок, хотя пока для этого нет предпосылок, рассуждает Сергей Казачков, партнер направления «Инвестиции и рынки капитала» компании Kept. При этом он соглашается, что позитивным фактором выступит снижение логистических затрат. Благодаря этому поставки в некоторых направлениях могут стать прибыльными.

Читайте PIONERPRODUKT.by в TELEGRAM.