Спрос на колбасные изделия растет не быстро, но уверенно

Спрос на колбасные изделия растет не быстро, но уверенно
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

В прошлом году колбаса проиграла по темпам спроса остальным видам мясных изделий, ее производство выросло всего на 1,6% г/г, и по скорости роста колбасу обогнали мясосодержащие полуфабрикаты (+ 4,7%) и даже мясные консервы (+1,9%).

Но у производителей колбасных изделий есть свои немалые достижения. Например, группа «Черкизово», российских лидер производства мясной продукции, на 30% нарастила объемы сбыта колбас в нарезке в сегменте сырокопченых колбас. Спрос на нарезку в группе растет с три раза быстрее спроса на другие форматы колбасных продуктов.

В прошлом году ставку на колбасы сделала Группа агропромышленных предприятия «Ресурс», основателем которой является Виктор Наурузов, приобретя несколько колбасных предприятий. Среди наиболее крупных из последних приобретений «Владимирский стандарт», производящий в месяц более 5 тыс. т колбасы и мясных изделий, в том числе глубокой заморозки, и группа компаний «Царицыно», в которую входит три завода суммарной мощностью около 10 тыс. тонн продукции в месяц. После всех покупок доля «Ресурса» на сверхконкурентном российском рынке колбасных изделий оценивается в 5%.

У «Черкизово» и «Ресурса», а также некоторых других агрохолдингов, есть уверенное преимущество перед производителями колбас, вынужденных закупаться мясо на рынке, − значительными собственными мощностями по выпуску мяса. «Ресурс», например, − лидер на рынке мяса бройлеров, в прошлом году компания Виктора Наурузова произвела его 1,07 млн тонн. Мясо бройлеров сегодня теснит в рецептуре колбас традиционную свинину, которая значительно подорожала − с июля 2024 года по июль 2025 года стоимость свиной полутуши выросла на 30%, тогда как цена бройлеров практически не изменилась вследствие переизбытка предложения.

Возможность обойтись без рыночных наценок сторонних производителей мяса, доверие покупателей к известным брендам и налаженная сеть поставок продукции в большинстве регионов России позволяет агрохолдингам выигрывать у мелких и средних производителей, сообщения о банкротстве которых регулярно появляются в профильных изданиях.

Будущее колбасного рынка эксперты оценивают, как надежное, со стабильным ростом порядка 1-2% в год, правда, сильно отличающимся по видам продукции. Например, в первой половине 2025 года на 18,4% взлетело потребление паштетов, самого дешевого вида мясных изделий.

По данным портала meatinfo, потребление колбас росло все последние шесть лет.

Вареные колбасы и сосиски занимают большую часть рынка.

Прогнозы по росту спроса на колбасные изделия имеют все шансы оправдаться, так как никуда не делось главное преимущество этих изделий − готовность сразу отправиться в рот. Периодические публикации в СМИ о необходимости ограничить потребление колбасы в пользу натурального мяса разбиваются о необходимость тратить на приготовление мяса от десятков минут до часов, дополнительно приобретать достаточное количество приправ и специй и набивать руку на искусстве его приготовления.

Не менее важен тот факт, что попытки добиться от искусственного мяса (за которым все признают будущее) похожести на натуральное еще очень далеки от реальности. А вот в колбасу можно положить почти что угодно. Некоторые эксперты утверждают, что современные технологии позволяют сделать колбасу вовсе без мяса.

Хорошо это или плохо? Никто не знает. Врачи утверждают, что человеку необходимы животные белки, хотя прекрасно себя чувствующие миллионы вегетарианцев вроде бы доказали обратное.

Свиная шкурка, которую для снижения себестоимости производители включают в рецептуру всех дешевых колбас, и которую диетологи отвергают за излишнее содержание жира, оказывается даже полезна вследствие содержания коллагена, улучшающего структуру кожи.

В колбасу, как в ирландское рагу, можно включить почти что угодно, то есть сделать ее чуть ли не лечебной, если стоит такая задача.

Как бы то ни было, спрос на колбасные изделия в целом будет расти, но медленно. Для их производителей самым перспективным рынком может оказаться экспорт. Россия уже превратилась в крупного игрока мирового мясного рынка. В 2024 году экспорт мяса из России вырос в 1,3 раза, или до 820 тысяч тонн. Компания Виктора Наурузова за год нарастила экспорт мяса птицы и продукции ее переработки на 25,5%, до 182 тысячи тонн, поставляя свою продукцию в шесть десятков стран мира.

Колбасных изделий все отечественные производители экспортировали всего 55 тыс. тонн, 2,2% от общего объема производства. В текущем году объемы экспорта должны заметно вырасти. Например, компания АБИ впервые отправила партию колбасных изделий из 10 наименований под брендом «Вязанка» в Объединенные Арабские Эмираты. Челябинские производители поставили в Узбекистан маркерную партию колбасных изделий массой 1,2 тонны. Перспективными считаются поставки колбасной нарезки для изготовления пиццы, или готовой пиццы с популярной пепперони.

В мире насчитывается более 400 известных сортов колбасы, а, скорее всего, гораздо больше, если учесть местные сорта. Так что какие бы вердикты ни выносили диетологи относительно колбас, победить человеческое любопытство попробовать все это разнообразием, им не удастся.

Вместе с этим читают: