Осенью на российском рынке может остаться менее 160 наименований иностранных ветпрепаратов

Осенью на российском рынке может остаться менее 160 наименований иностранных ветпрепаратов
Фото носит иллюстративный характер. Из открытых источников.

Недобровольный уход с рынка иностранных производителей ветпрепаратов грозит животноводческой отрасли серьезными проблемами. По словам Жаворонкова, из-за изменений в протоколах лечения и профилактики заболеваний может, во-первых, вырасти себестоимость конечной продукции. «Мы говорим про экономически значимые болезни, это понятие в законе не отражено. Но эти заболевания влияют на продуктивность — экономический показатель бизнеса. Если птица заболевает, яйцо выходит менее товарным, то снижается и маржа производителя. Эти болезни контролируются как раз теми вакцинами, которые поставляются из-за рубежа», — рассказал  менеджер по связям с органами госвласти АВФАРМ Глеб Самойлов. Кроме того, по словам Жаворонкова, пострадать может и экспорт готовой продукции, и отношения с ЕАЭС: поставки препаратов и вакцин в страны союза велись российскими дистрибьюторами, а Россия сейчас — единственная страна, которая вводит подобные ограничения.

Особенно остро стоит ситуация с вакцинами, но также есть сложности и с рядом препаратов, говорит Жаворонков. В итоге остается два варианта: менять законодательство, чтобы препараты поступали на рынок, либо «придумывать в России колесо — существующие препараты», многие из которых незаменимы. «По отдельным препаратам зависимость составляет до 70-80%. Птицеводство зависит от зарубежных вакцин на 80%, свиноводство — на 70%, КРС — на 50-60% <...>. Можно только прогнозировать, как этот недобровольный уход скажется на рынке», — говорит Жаворонков. 

Официальная позиция Россельхознадзора и Минсельхоза заключается в том, что дефицита на рынке нет, продолжает он. При этом ветеринарные клиники обращаются в ведомства с письмами, в которых указывают, что нехватка все же есть, а отечественные аналоги либо не соответствуют по качеству импортным препаратам, вакцинам, либо имеют серьезные побочные эффекты. По словам Жаворонкова, уже сейчас препаратов на российском рынке стало меньше, в результате «серый» и «черный» импорт вырос на 30-35%, а цены — в пять-десять раз, несмотря на увеличение ввоза в том числе легальным путем. АВФАРМ предлагала создать комиссию для оценки нехватки объемов и в ручном режиме включать ввоз соответствующих наименований, но позиция у ведомств прежняя.

С 2017 года российские инспекторы провели 85 инспекций для сертификации GMP, положительно завершились только 20 из них.

Крупные агрохолдинги на тему дефицита предпочитают не говорить, но некоторые из них импортируют препараты и вакцины по «серым» и «черным» схемам. Другие, у кого нет такой возможности, постепенно переходят на отечественные аналоги. Но проблема, по словам Жаворонкова, заключается в том, что это почти всегда риск. «Никто не хочет экспериментировать над животными», — добавляет он. Кроме того, импортными вакцинами КРС, например, нужно вакцинировать семь раз, российскими — 13, а подобные процедуры — это всегда время и деньги для производителя и стресс для животного, что влияет на его продуктивность, привесы и др. 

Переход на китайские или индийские препараты — тоже туманная альтернатива, считают в АВФАРМ. Во-первых, им также сложно, дорого и долго проходить сертификацию GMP. «Все неоднозначно, <...> нет стабильности рынка. Но Китай, в отличие от других стран, диктует жесткие условия поставок — есть риски, что российские препараты будут задавлены китайскими по объему, цене и качеству», — сказал Жаворонков. По его словам, российские производители вряд ли готовы к такой конкуренции. В итоге, говорит Жаворонков, сейчас остается только надеяться на изменения в госрегулировании, которые нашли отклик у парламентариев, но не у Россельхознадзора.