Государство и бизнес, похоже, нашли реальное применение технологиям машинного обучения и искусственного интеллекта (ИИ). ИИ способен решать комплексные, но довольно узкие задачи, снимая с человека задачи рутинные. Главный тезис — машина не повелевает, она становится цифровым помощником и нуждается в учителе.
Ещё в 2017 году в Gartner отмечали, что пиар вокруг ИИ затмевает реальные преимущества технологии. На волне быстрых инвестиционных денег компании и стартапы увлеклись полуфантастическими разработками. ИИ-системам перепоручают задачи, с которыми сегодня гораздо лучше справляются люди.
Я уверен, что бизнес и государство должны уделять больше внимание ИИ-технологиям, которые хорошо работают уже сейчас. В их числе системы для поддержки принимаемых решений (цифровые помощники) и автоматизации бизнес-процессов.
Скажем, свою эффективность продемонстрировали ИИ-системы автоматизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Исходя из разных параметров — конъюнктуры спроса и предложения и т.д. — машина сама прогнозирует, что выгодней произвести из поступившего сорта нефти. Она на ходу перестраивает процесс производства, решая таким образом очень важный, но сугубо профессиональный вопрос.
При внедрении ИИ в государственные сервисы возникают сложности особого рода. ИИ-проекты обычно связаны с тестированием гипотез: результат может быть отрицательным или философским. Об это противоречие долго разбивались планы по реализации ИИ-проектов по 44 и 223-ФЗ. Госзаказчикам нужна подтвержденная эффективность внедряемых решений, иначе есть риск накликать беду под названием «нецелевое расходование бюджетных средств».